Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Пейзаж и его художественные функции в романе «Евгений Онегин».
Введение.
Формы присутствия природы в литературе разнообразны. Это и мифологические воплощения ее сил, и поэтическое олицетворение, и эмоционально окрашенные суждения, и описания животных, растений, их, так сказать, портреты, и, наконец, собственно пейзажи (фр. страна, местность) – описания широких пространств.1 Пейзаж - художественное описание незамкнутого пространства (природы, города и т.п.), часть предметного мира литературного произведения; помогает понять действия персонажей, передает их душевное состояние, создает эмоциональную атмосферу произведения (или эпизода) или дается с целью контрастного противопоставления деятельности людей.2 Время рождения пейзажа как существенного звена словесно-художественной образности – 18 век. Однако писатели, рисуя природу, еще в немалой степени оставались подвластными стереотипам, клише, общим местам, характерным для определенного жанра, будь то путешествие, элегия или описательная поэма. Характер пейзажа заметно изменился в первые десятилетия 19 века, в России – начиная с А.С.Пушкина. Образы природы отныне уже не подвластны предначертанным законам жанра и стиля, неким правилам: они каждый раз рождаются заново, представая неожиданными и смелыми. Настала эпоха индивидуально-авторского видения и воссоздания природы. Цель данной работы: - рассмотреть художественные функции пейзажа в романе А.Пушкина «Евгений Онегин»; - проследить взаимосвязь природы с героями пушкинского романа.
Предмет исследования – роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Объектом исследования является пейзаж. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка.
Пейзаж и его художественные функции в романе. В примечаниях к роману «Евгений Онегин» Пушкин писал: «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю». Точные даты, однако, вспомнит лишь достаточно внимательный читатель. А вот сам ход времени восстанавливается в памяти очень легко: летом Онегин отправляется в деревню, скучая, проводит там осень, зимой – после дуэли с Ленским – покидает свое имение, весной (но кто же не вспомнит затверженные с детства пушкинские строчки: «Гонимы вешними лучами…»!) Татьяна приходит в имение Онегина. Смена времен года определяет хронометраж действия в романе, а разнообразные сельские виды формируют его художественное пространство. Пейзаж, таким образом, из традиционного живописного фона превращается в важнейший структурный элемент повествования, задавая пространственные и временные координаты действия. Рассмотрим прежде всего роль пейзажа в формировании романного пространства. События шести из восьми глав романа разворачиваются в деревне, и место действия – усадьба поместного дворянина – оказывается естественным образом «вписано» в пейзаж. Обращает на себя внимание редкостное постоянство пейзажных атрибутов, составляющих художественное пространство, – рощи, дубравы, река, долина, поля, холмы: …вдруг перед собою С холма господский видит дом, Селенье, рощу под холмом И сад над светлою рекою… - Или: Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубровы, Журчанье тихого ручья; На третий роща, холм и поле Его не занимали боле… (Пушкин А.С. Евгений Онегин. Роман в стихах. М.: Гослитиздат. 1961- с.48)
В начальных главах романа все эти атрибуты пейзажа складываются в условно-романтическую декорацию, по набору реалий и стилистике напоминающую сельские виды из элегий Жуковского: те же луга и рощи, те же мирно гуляющие по ним стада (причем «сельскохозяйственная» конкретика в описании абсолютно исключается), то же тихое журчание ручья. Стилизация пейзажного рисунка под романтический «сельский вид» особенно заметна в описании могилы Ленского – именно этот герой романа представлен в ореоле романтических мечтаний и «элегических затей». Меж гор, лежащих полукругом, Пойдем туда, где ручеек, Виясь, бежит зеленым лугом К реке сквозь липовый лесок. Там соловей, весны любовник, Всю ночь поет; цветет шиповник, И слышен говор ключевой, - Там виден камень гробовой (там же, с.245)
Все составляющие «сельского кладбища» тщательно выписаны: склонившиеся кроны деревьев, журчащий ручей, «камень гробовой», «таинственный венок» – и обязательные пастух и пастушка (у Пушкина, правда, один раз замененные на пахаря и жниц). Как и в романтических элегиях, пейзаж не исчерпывается лишь зрительным рядом, видом на местность; он пронизан размышлениями о быстротечности человеческой жизни, тайнах смерти, тщетности постигнуть вечность: Мой бедный Ленский! за могилой В пределах вечности глухой Смутился ли, певец унылый, Измены вестью роковой… Так равнодушное забвенье За гробом ожидает нас. (там же, с. 247)
Однако обратим внимание на характерно пушкинскую особенность пейзажа: «романтическое» описание могилы молодого поэта завершается неожиданно прозаическим портретом – не идиллических пастуха и пастушки, а старого крестьянина: Один, под ним, седой и хилый, Пастух по-прежнему поет И обувь бедную плетет. (там же, с.246) Стилистический «сбой» в описании – знак смены художественной оптики: нечто таинственное и туманная даль романтического пейзажа уступают место реалистической картине будничной сельской жизни. «Романтические розы», воспеваемые Ленским, сменяются подчеркнуто прозаическими крестьянскими дровнями («Зима!.. Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь…»), неуклюжим гусем, повалившимся на лед, и «волчихою голодной», отправляющейся на охоту. Абстрактно-условные элегические «стада» и «поля» у Пушкина описаны буднично: На нивах шум работ умолк… На утренней заре пастух Не гонит уж коров из хлева… (там же, с.156) Простота пейзажа специально оговаривается автором и сознательно противопоставляется привычной для современников Пушкина утонченности картин природы: Но, может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Все это низкая природа… Собственно пейзажная картина строится в романе как широкая панорама, открывающийся вдаль вид: «предметом» изображения обычно бывает лес («Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась»), речка («Блистает речка, льдом одета»), небо («Уж небо. осенью дышало»), поле («И вот уже трещат морозы / И серебрятся средь полей»). При этом Пушкин отказывается от уточнений и подробностей, он не вглядывается в детали – его пейзаж простирается до линии горизонта, одна панорама сменяется другой. Каждый новый объект, попадающий в поле зрения наблюдателя, – это новая перспектива и новое пространство, открывающееся взгляду
читателя. Избегая (за редким исключением) крупных планов, Пушкин добивается эффекта равномасштабности: с рекой могут быть соизмеримы лес или поле, но не отдельный листочек или травинка. Цветовая гамма пушкинской картины – точные цвета спектра: «все бело кругом», «синея, блещут небеса», «зеленый луг». Предпочитая интенсивные цвета полутонам и оттенкам, Пушкин добивается эффекта ясного, контрастного изображения. Интенсивность освещения повышается за счет «отраженного» света: солнечные блики многократно отражаются в зеркале «блистающей речки» и только что выпавшего снега – «зимы блистательного ковра». Пушкинские картины природы в романе никогда не бывают статичны. В природе все постоянно изменяется: лето – «мелькнет», ноябрь – «приближался», снег – «мелькает, вьется», дни – «мчались». В изображении природы преобладают существительные и глаголы; прилагательные, запечатлевающие то или иное явление в статике, практически не используются. Тем самым в пейзаже передается вечное движение, наполняющее жизнь природы. Например, наступление осени описывается через целый ряд фенологических примет: Уж реже солнышко блистало, Короче становился день… Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу… Интересно, что внешне объективная картина логически завершается явно субъективным выводом: .. .приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. (там же, с.155) Прилагательное определяет не состояние природы, а восприятие ее человеком. Связь жизни природы и жизни человека подчеркивается в романе постоянно, и прежде всего его композицией. Та или иная пейзажная картина служит «заставкой» к новому этапу в жизни героев романа и развернутой метафорой душевной жизни человека. Весна определяется как «пора любви», а утрата способности любить сравнивается с «бурей осени холодной» («Так
бури осени холодной / В болото обращают луг / И обнажают лес вокруг»). Жизнь человека подчиняется тем же универсальным законам, что и жизнь природы. Подобно тому, как сменяют друг друга времена года, рождается, умирает и вновь рождается все живое, течет и жизнь человека: сменяются поколения, проходит «расцвет» и «увяданье» человеческая душа. И потому столь не случайна прямая связь человека и природы в одном из лирических отступлений в романе: Как грустно мне твое явленье, Весна, весна! пора любви!.. Или с природой оживленной Сближаем думою смущенной Мы увяданье наших лет, Которым возрожденья нет? (там же, с.242) Таким образом, жизнь всех героев пушкинского романа (и автора в том числе) оказывается «вписана» в жизнь природы. Смена времен года: Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; (там же, с.241) и соответственно смена пейзажных картин: Но наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет и нет: известно это, Хоть мы признаться не хотим. (там же, с.155) определяет хронологию сюжета, но одновременно является и метафорой вечного движения человеческой жизни. Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед; На красных лапках гусь тяжелый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лед, Скользит и падает; веселый Мелькает, вьется первый снег, Звездами падая на брег. (там же, с.157) Пейзаж формирует романное пространство, но одновременно делает его и изменчивым, способным преображаться на глазах у читателя. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющегося мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев «Евгения Онегина».
Прими собранье пестрых глав,
пейзаж, чуткий и тонкий ценитель красоты, в каждой картине он дает свое, особенное, порой неуловимое обычным глазом, понимание. Пейзаж у Пушкина не бесчувственный образ, он имеет свой символ, свой смысл:
не соответствовала красоте внутренней, поэтому Онегин, развратившись и пресытившись любовью, быстро остывал. Ум его требовал пищи, а пищи вокруг он не видел, душа его молчала. Пушкин, как никто другой, остро чувствует тишину, природу, сливаясь с ней целиком. Самые счастливые творческие мгновения дала ему природа. Поэт грустит о несостоявшейся мечте, когда пишет:
природу: на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму Пушкин смотрит глазами Татьяны. Благодаря ей любовно и трепетно воспроизведены гадания при луне, загадывание желаний при виде падающей звезды или поэзия русских святок со старой песней о затерянном мужицком рае. Поэтические описания природы в “Евгении Онегине” великолепны: Реминисценция из этого отрывка была включена А.Пушкиным в выпущенную в дальнейшем IX строфу первой главы, посвященную связи между ранним развитием и «преждевременной старостью души» (XIII, 52): Природы глас предупреждая Мы только счастию вредим И поздно, поздно вслед за ним Летит горячность молодая (VI, 546). Описания зимы в романе также влекут за собой реминисценции из «Первого снега» (ср.: «сребристой пылию» — Вяземский, «Морозной пылью
серебрится...» — 1, XVI, 3), отметим, что А.Пушкин, сохраняя образ Вяземского, снимает славянизмы, переводя картину из условно-поэтической в бытовую плоскость («Браздами ровными прорезывает снег / И, ярким облаком с земли его взвевая...» — Вяземский, «Бразды пушистые взрывая...» — 5, II, 5). 2
1Томашевский Б.В. Пушкин. Книга вторая. Материалы к монографии (1824-1837). М-Л.: Изд. Академии наук СССР, 1961. 2 Соколов А.Н. От комической поэмы к социально-психологическому роману. (О композиции «Евгения Онегина»), Труды Орехово-Зуевского пед. ин-та. Каф. яз. и лит. М., 1936, стр.
Заключение. Таким образом, жизнь всех героев пушкинского романа оказывается вписана в жизнь природы. Смена времен года и соответственно смена пейзажных картин определяет хронологию сюжета, одновременно являясь и метафорой вечного движения человеческой жизни. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющегося мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев «Евгения Онегина». Любовь Пушкина к природе раскрывается разносторонне в романе: это и пространные лирические отступления, рисующие разные времена года; и краткие пейзажные зарисовки; и, наконец, присущее лишь любимой героине Пушкина точное и тонкое понимание родной природы. Пейзажи в романе разнообразны и по содержанию (лето, весна, осень, зима и т.п.), и по форме (идиллический, элегический, романтический, реалистический), и по функции (эмоционально-психологическая, показывает воздействие природы на формирование личности героя). Но самое главное: поэзия даёт читателю почувствовать гармонию природы, красоту и величие мира и человека в нем. Библиографический список.
4. Томашевский Б.В. Пушкин. Книга вторая. Материалы к монографии (1824-1837). М-Л.: Изд. Академии наук СССР, 1961.
5. Хализев.В.Е. Теория литературы. Учеб.2-е изд.-М.: Высш.шк.,2000.
| |
Просмотров: 694 | |
Всего комментариев: 0 | |