Блог

Главная » 2014 » Сентябрь » 30 » Учебная мотивация по Дубовицкой.
21:52
Учебная мотивация по Дубовицкой.

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.)
Источник: Психологическая наука и образование. – 2002. - №2. - С.42-46.

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.
Общая характеристика методики.
Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде + и – записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика используется со всеми категориями обучающихся, начиная с 12-летнего возраста.
Инструкция.
Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите своё отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения: верно (++); пожалуй, верно (+); пожалуй, неверно (-), неверно (--).
Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.
Благодарим за участие в опросе.

1.    Изучение данного предмета даёт мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
2.    Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
3.    В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на уроках.
4.    Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
5.    Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня ещё более увлекательным.
6.    При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
7.    Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
8.    Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
9.    На уроках по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
10.    Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.
11.    Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками, друзьями.
12.    Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают.
13.    По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
14.    Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
15.    Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
16.    Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
17.    Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
18.    Данный предмет даётся мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
19.    Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
20.    Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов.
Подсчёт показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «нет» - отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).
Ключ:
Да    1    2    5    6    8    11    12    14    17    19
Нет    3    4    7    9    10    13    15    16    18    20
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Анализ результатов.
Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается так:
0 – 10 баллов – внешняя мотивация
11 – 20 баллов – внутренняя мотивация.
Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:
0 – 5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации
6 – 14 баллов – средний уровень внутренней мотивации
15 – 20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

Для качественного анализа результатов вопросы разделены на следующие группы:
1.    Ценность знаний – положительные ответы по суждениям 1,11,14,17 (максимальное количество баллов 8).
2.    Самостоятельность в изучении предмета – положительные ответы по суждениям 6,8,12 (максимальное количество баллов 6).
3.    Пассивность в изучении предмета – положительные ответы по суждениям 7,10,13 (максимальное количество баллов 6)
4.    Трудность в изучении предмета – положительный ответ по суждению 18 (максимальное количество баллов 2)
5.    Интерес к предмету – положительные ответы по суждениям 2,5,19 (максимальное количество баллов 6)
6.    Негативное отношение к занятиям – положительные ответы по суждениям 3,4,9 (максимальное количество баллов 6)
7.    Негативное отношение к предмету – положительные ответы по суждениям 15,16,20 (максимальное количество баллов 6).
Степень данных проявлений:    0 - 25%   - низкая
                    30%-70% - средняя
                    75%-100% - высокая
Знак результата, полученный при суммировании баллов, показывает наличие или отсутствие данных проявлений.

 


 
            

Категория: Педагогика. | Просмотров: 1010 | Добавил: Anisiya | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0