Блог

Главная » 2014 » Сентябрь » 28 » Методика учебной мотивации.
16:50
Методика учебной мотивации.

Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)

Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Предлагаемая анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта  предъявления:
1)    Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят.
2)    Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и учитель просит их отметить все подходящие ответы .
Инструкция для ребёнка: я буду задавать тебе вопросы, а ты на листе в пустых клетках отмечай подходящие тебе ответы.
Вопросы анкеты:
1)    Тебе нравится в школе или не очень?
-не очень  ;  - нравится;  - не нравится;
2)    Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома;  - бывает по-разному;   - иду с радостью;
3)    Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в школу или остался (осталась) бы дома?
-    не знаю;   - остался (осталась) бы дома;   - пошёл (пошла) бы в школу;
4)    Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится;  - бывает по-разному;   - нравится;
5)    Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел (а) бы;  - не хотел (а) бы;   - не знаю;
6)    Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю;    - не хотел (а) бы;    - хотел (а) бы;
7)    Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто;   - редко;    - не рассказываю;
8)    Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю;   - хотел (а) бы;     - не хотел  (а) бы;
9)    У тебя в классе много друзей?
-  мало;   - много;   - нет друзей;
10)    Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся;    - не очень;   - не нравятся.

Обработка результатов:
Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень развития мотивации.
№ вопроса    Оценка 
    За первый ответ    За второй ответ     За третий ответ
1    1    3    0
2    0    1    3
3    1    0    3
4    3    1    0
5    0    3    1
6    1    3    0
7    3    1    0
8    1    0    3
9    1    3    0
10    3    1    0

Уровни школьной мотивации:
1.    25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.
2.    20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.
3.    15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными  сторонами.
Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
4.    10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
5.    ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Результаты учащихся могут быть представлены по уровням:
1    2    3    4    5
Чел.    %    Чел.    %    Чел.    %    Чел.    %    Чел.    %
  

      

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.)
Источник: Психологическая наука и образование. – 2002. - №2. - С.42-46.

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.
Общая характеристика методики.
Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде + и – записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика используется со всеми категориями обучающихся, начиная с 12-летнего возраста.
Инструкция.
Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите своё отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения: верно (++); пожалуй, верно (+); пожалуй, неверно (-), неверно (--).
Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.
Благодарим за участие в опросе.

1.    Изучение данного предмета даёт мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
2.    Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
3.    В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на уроках.
4.    Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
5.    Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня ещё более увлекательным.
6.    При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
7.    Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
8.    Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
9.    На уроках по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
10.    Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.
11.    Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками, друзьями.
12.    Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают.
13.    По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
14.    Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
15.    Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
16.    Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
17.    Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
18.    Данный предмет даётся мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
19.    Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
20.    Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов.
Подсчёт показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «нет» - отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).
Ключ:
Да    1    2    5    6    8    11    12    14    17    19
Нет    3    4    7    9    10    13    15    16    18    20
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Анализ результатов.
Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается так:
0 – 10 баллов – внешняя мотивация
11 – 20 баллов – внутренняя мотивация.
Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:
0 – 5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации
6 – 14 баллов – средний уровень внутренней мотивации
15 – 20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

Для качественного анализа результатов вопросы разделены на следующие группы:
1.    Ценность знаний – положительные ответы по суждениям 1,11,14,17 (максимальное количество баллов 8).
2.    Самостоятельность в изучении предмета – положительные ответы по суждениям 6,8,12 (максимальное количество баллов 6).
3.    Пассивность в изучении предмета – положительные ответы по суждениям 7,10,13 (максимальное количество баллов 6)
4.    Трудность в изучении предмета – положительный ответ по суждению 18 (максимальное количество баллов 2)
5.    Интерес к предмету – положительные ответы по суждениям 2,5,19 (максимальное количество баллов 6)
6.    Негативное отношение к занятиям – положительные ответы по суждениям 3,4,9 (максимальное количество баллов 6)
7.    Негативное отношение к предмету – положительные ответы по суждениям 15,16,20 (максимальное количество баллов 6).
Степень данных проявлений:    0 - 25%   - низкая
                    30%-70% - средняя
                    75%-100% - высокая
Знак результата, полученный при суммировании баллов, показывает наличие или отсутствие данных проявлений.

 


 
Бланк ответов (Ф.И. __________________________________________________)

№    Наименование учебного предмета 1    Наименование учебного предмета 2    Наименование учебного предмета 3    Наименование учебного предмета 4    Наименование учебного предмета 5
1                    
2                    
3                    
4                    
5                    
6                    
7                    
8                    
9                    
10                    
11                    
12                    
13                    
14                    
15                    
16                    
17                    
18                    
19                    
20                    

                           

Категория: Педагогика. | Просмотров: 947 | Добавил: Anisiya | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar